Текст с обратной стороны этикеток серии "Мировые шедевры"
1 "Весна" Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
Придворный живописец императоров Священной
империи Арчимбольдо был наиболее экстравагантным представителем
маньеризма. Художник создавал портреты при помощи колосьев, листьев,
цветов, грибов, плодов, сухих ветвей и прочего материала. Его фантазия и
поразительная ловкость, с которой он компоновал элементы своих картин,
потрясали вельмож. Неудивительно, что с 1563 г. подобная манера живописи стала основой творчества Арчимбольдо. |
2
"Дон Мануэль Осорио де Зунига" Музей
Метрополитен, Нью-Йорк, США Франсиско де Гойя (1746-1828)
Гойя родился в Испании, неподалеку от
Сарагосы. В юности он был подмастерьем у художника, расписывающего
церкви, затем поступил в Мадридскую академию художеств. Сильное влияние
на творчество Гойи оказали картины из королевской коллекции, написанные
Рубенсом, Веласкесом, Тицианом. Подобно этим великим мастерам Гойя писал
в широкой, свободной манере и был тончайшим колористом. В 1799 г. он
удостоился звания "первого живописца короля". |
3
"Дама под покрывалом" Национальный музей Стокгольма Александр Рослин (1718-1793)
Шведский живописец и скульптор Рослин
работал не только в своей стране, но и за ее пределами: в Германии,
Италии, Франции и даже России. Рослин прославился как мастер элегантного
и тонкого по цвету парадного портрета. Будучи членом французской
Королевской академии, он прежде всего ориентировался на художественные
достижения французской портретной школы. Полотна Рослина отличаются
изысканным выбором цветовых сочетаний, точностью и выразительностью
характеристик, живостью героев. | 4
"Портрет молодого человека" Сандро Боттичелли (1445-1510)
Настоящее имя Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище "botticelli"
(от итал. "бочонок") перешло к Сандро от старшего брата, который, как
предполагают, был или удачливым купцом, продававшим товар бочками, или
отличался необыкновенной полнотой. Художник был единственным живописцем,
которого упомянул в своих записках Леонардо да Винчи, назвав его "Наш
Боттичелли". Для его стиля характерна силуэтная четкость фигур. Он
создавал оригинальные женские образы: четко очерченное лицо, покатые
плечи, округлый живот и стройные щиколотки - именно такая внешность
считалась тогда идеалом женской красоты во Флоренции. |
5 "Портрет принцессы Аделаиды в виде Дианы" Музей
Версаль, Франция Жан-Марк Наттье (1685-1766)
Творчество французского живописца Наттье
оценил сам король Людовик XIV, пригласив молодого художника на работу.
Первым королевским заказом Наттье стали рисунки и гравюры к "Истории
Марии Медичи". Фортуна благоволила художнику: в 1718 г. его удостоили
звания академика за мифологическое полотно "Персей, обращающий в камень
Финея". В середине карьеры Наттье сосредоточился на портретной живописи,
а в 1740-е г.г. стал главным портретистом королевского дома. Ему
довелось изображать и русских монархов - Петра I и Екатерину I. |
6
"Святая Юста" Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
Испанский живописец Мурильо был последним
крупным представителем испанской живописи "золотого века". Художник
творил во времена активного развития барочного церковного искусства. Он
выполнял многочисленные заказы монашеских орденов и церквей. Образы
картин Мурильо идеализированы и сентиментальны. Поэтическому настроению
его картин способствуют всегда мягкая цветовая гамма,
серебристо-воздушная дымка, окутывающая фигуры, тонкая игра света и
тени, красота форм и композиции. Мастер особенно любил рисовать детей.
Его образы маленького Христа и Иоанна Крестителя слащаво красивы. Потому
что Мурильо, как и многие церковные живописцы XVII в., полагал, что дети
на картине должны вызывать чувство умиления. |
7 "Юдифь", фрагмент
Лукас Кранах Старший (1472-1553)
До 1500 г. никаких свидетельств о творчестве немецкого живописца и
графика Кранаха не существует. Его ранние произведения отличались
реалистичностью образов и поэтичностью пейзажей. В более поздних работах
он начал сочетать художественные принципы Возрождения с элементами
готических традиций. Все картины из мастерской Кранаха, независимо от
того, кто был настоящим автором - сам художник или подмастерья, украшал
крылатый герб. Известно, что Кранах неоднократно избирался в городской совет и был бургомистром Виттенберга. |
8 "Матерь Долороса" Эль Греко (1544-1614)
Эль Греко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос)
получил художественное образование в Венеции, где он жил в 1567-1570 г.г.
Здесь он овладел приемами масляной живописи, искусством передачи перспективы
и пространства, манерой писать широким мазком. В картинах римского периода
заметно сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Переехав в
Испанию, Эль Греко попытался добиться признания при королевском дворе,
однако остался непонятым и удалился в Толедо. Считается, что Эль Греко не
писал автопортретов, но есть мнение, что он изображал себя среди героев
различных многофигурных сюжетов. | 9
"Молодая патрициантка" Школа Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452-1519)
Леонардо Да Винчи - личность гениальная и
разносторонняя. Он был великолепным живописцем, скульптором, архитектором,
музыкантом, ученым и инженером эпохи Возрождения. Леонардо учился живописи
во Флоренции у Андреа дель Верроккио. Всю жизнь он вел дневники, где излагал
свои мысли по вопросам науки и искусства, иллюстрируя их беглыми
зарисовками. Заметки Леонардо написаны левой рукой справа налево - читать их
надо с помощью зеркала. Леонардо не только изучал внешнее строение людей,
животных, предметов, но и хотел знать, как все "устроено и действует".
Чувства своих персонажей да Винчи передавал жестами и выражением лиц.
"Хороший художник должен запечатлеть две вещи, - говорил он, - самого
человека и жизнь его духа". |
10 "Катарина" Микеланджело да Караваджо (1573-1610)
Настоящее имя итальянского живописца
Микеланджело да Караваджо - Меризи. Караваджо - название его родного города
на севере Италии. Талантливый художник учился живописи в Милане. Он создавал
глубоко реалистичные полотна, которые отличались резкими контрастами света и
тени. Караваджо первым среди европейских художников начал писать сложные
натюрморты. Художник писал стремительно, обходясь без предварительных
эскизов и контурной зарисовки фигур, внося все изменения по ходу работы. |
11 "Портрет мисс Гримпель" Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
Ренуар - один из самых ярких представителей импрессионизма. В начале
своего творчества художник предпочитал мифологические сюжеты, а в 1860-е гг.
переключился на реалистические. Работы Ренуара проникнуты особым колоритом,
напоминающим мастеров рококо. Он особенно любил розовые, голубоватые,
бледно-зеленые тона, часто оттеняя их сочным черным. Художника всегда
восхищали молодость и красота. Возможность увековечить их на полотне делала
его абсолютно счастливым. В 1880 г. Ренуар сломал правую руку. Чтобы не
расстраивать близких, он научился рисовать левой. Эта привычка сохранилась за ним до конца его дней. |
12 "Портрет" Антонелло да Мессина (1430-1479)
Выходец из провинциальной школы,
Антонелло да Мессина был мало связан с художественными центрами Италии.
Творческий облик Антонелло-портретиста сложился под влиянием голландцев. Он
любил изображать фигуры в три четверти, предпочитал темный нейтральный фон,
чрезвычайно тщательно передавал физиономические особенности моделей, вплоть
до самых мелких деталей. Создавая свои поэтические картины художник
использовал технику масляной живописи, успешно добиваясь небывалой насыщенности светом лица. |
13 "Обнаженная Маха" Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско де Гойя (1746-1828)
Сильное влияние на творчество испанского живописца Гойи оказали картины
Рубенса, Веласкеса, Тициана. Подобно этим великим мастерам Гойя писал в
широкой, свободной манере и был тончайшим колористом. В начале XIX в.
художник создал полотно, которое занимает особое место в его творчестве.
На нем изображена обнаженная молодая женщина, вероятно, цыганского
происхождения, - "маха". В последствии художник изобразил ее одетой -
"Одетая Маха". Героини обеих картин преисполнены пряной восточной
экзотики и чувственности. Полагают, что натурщицей для них была возлюбленная художника, герцогиня Альба. |
14 "Девочка в голубой шляпе" Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
Французский живописец Пьер-Огюст Ренуар играл
важную роль в группе импрессионистов. Все его творчество проникнуто особым
колоритом, напоминающим работы мастеров рококо. Ренуар любил розовые,
голубоватые, бледно-зеленые тона, часто оттенял их сочным черным. Обычно под
рукой у художника было несколько кистей, хотя работал он двумя-тремя. Если
кисть немного изнашивалась, он тут же ее выбрасывал. Вообще в мастерской
Ренуара всегда царил идеальный порядок: каждое утро к началу работы его
палитра была чисто вымыта и оттерта. | 15
"Портрет молодого человека" Сандро Боттичелли (1445-1510)
Настоящее имя Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище "botticelli"
(от итал. "бочонок") перешло к Сандро от старшего брата, который, как
предполагают, был или удачливым купцом, продававшим товар бочками, или
отличался необыкновенной полнотой. Художнику покровительствовала семья
Медичи. Выполняя их заказы, он делал алтарные образа, портреты,
расписывал знамена. Истинными шедеврами стали его полотна на
мифологические темы. За "особое изящество" Папа Римский призвал
Боттичелли руководить росписью Сикстинской капеллы, где художник
расписывал стены вместе со своими подмастерьями. |
Источник информации: 1-15: Из коллекции Тамары Шахмаметовой
|