"Фантастические" фантики Андрея Хальчицкого
Шоколадные конфеты в
детстве прельщают, наверное, 99,99% людей. Конечно, вкусы бывают разные, и
кто-то предпочитает молочный или даже белый шоколад, а кто-то готов отдать
любые деньги за плитку настоящего горького шоколада. Но, наверное, не более
1% от общего числа любителей сладкого завораживает не содержание, а форма -
яркие, непохожие друг на друга фантики...
Однако чего в мире не бывает - бывает и такое: коллекции оберток из-под шоколадных конфет и плиток шоколада.
Пример - наш бывший соотечественник, петербуржец Андрей Хальчицкий,
который последние несколько лет живет в Израиле. Интерес к
коллекционированию ощутил еще в детстве, увлекался долгое время собиранием
марок, а к концу школы стал обладателем обширной и интересной коллекции по
теме "Старая Германия". Но всегда наравне с любовью к поискам новых
филателистических редкостей его неизменно привлекали обычные обертки от конфет.
Правда, в отличие от коллекции марок,
коллекция фантиков складывалась сначала бессистемно, спонтанно. И только
через много лет Андрей начал распределять собранные экспонаты по различным
папкам в зависимости от истории изготовления конфеты, или страны
изготовления, или, наконец, цветовой гамме. Наступили времена, когда порой
ради понравившегося фантика Андрею приходилось идти на различные ухищрения,
чтобы заполучить новый экземпляр в коллекцию. Стоит отметить, что обладателю
коллекции приходилось сталкиваться с откровенным непониманием и "подколками"
со стороны домашних и друзей - не пристало, мол, взрослому человеку, да еще
к тому же научному работнику, увлекаться таким "детством", как
собирательство фантиков. Ну, лет в 7-10 это еще понятно, но в солидном
возрасте… Можно заподозрить поздний инфантилизм, и мало ли что еще.
Лучше всех, почему так захватывающе интересно коллекционировать обертки от конфет, объяснил в начале 90-ых годов
сам коллекционер в интервью одному из российских СМИ: "Чем же интересны
кондитерские упаковки с точки зрения коллекционера? Первое - это достаточно
оригинальное художественное оформление. Ведь над их созданием трудятся
профессиональные художники, иногда довольно известные...
Второе, чем привлекают кондитерские упаковки,- это своей тесной взаимосвязью с историей нашей страны. Они в
оригинальной форме раскрывают колорит того времени, в которое были созданы
и, бесспорно, являются своеобразными памятниками культуры и быта...
Третье - это то, что для увлеченных
коллекционеров область собирательства кондитерских упаковок, этикеток
превращается в настоящую страсть... Что же касается окружающих, то их
оценки изменились, когда стало ясно, что коллекцию Хальчицкого можно не
только продать за солидные деньги - по ней можно воссоздать историю
появления привычных всем шоколадных конфет и плиток в нашей стране, начиная
с конца XIX века. Почему с конца - потому, что именно на этот период
пришелся небывалый расцвет "шоколадной промышленности" в России. И многие
привычные для нас конфеты вовсе не были изобретением советских властей: они
были унаследованы от "проклятого прошлого" вместе с буржуазными пережитками
в сознании и государством, которое, по убеждение большевиков, должно было со временем отмереть.
Тем не менее, даже самые горячие противники монархии вряд ли желали "отмирания" любимому лакомству миллионов
россиян - конфетам "Мишка косолапый", рецептура изготовления которых, кстати
сказать, не претерпела существенных перемен с дореволюционных времен. Да и
внешний облик тоже - новые хозяева "заводов, газет и пароходов" решили
сохранить старые обертки конфет, потому что люди к ним привыкли. И более
того - любопытная деталь, установить которую можно только благодаря
коллекционерам фантиков: оказывается на обертках от сластей долгое время
указывались имена прежних владельцев кондитерских фабрик, служащих гарантией
настоящего качества и всегда притягательного вкуса.
В чем-то коллекции оберток схожи с коллекциями
марок: как в том, так и в другом случае, по экземплярам таких коллекций
можно проследить не только то, как формировались эстетические вкусы
населения, но и то, какие события в истории государства хотелось запомнить
и отразить. Например, к 300-летию Дома Романовых в 1913 году была выпущена
целая "плеяда" новых шоколадных изделий, а на их обертках были изображены
наиболее славные и популярные в народе правители, начиная от основателя
последней царской династии Михаила Федоровича Романова и кончая последним
российским самодержцем. Большевики в этом случае опять-таки паровоз не
изобрели, и портреты их героев и кумиров, в конце концов, также украсили
обертки для карамелей и шоколадных конфет. Была, например, карамель с
гордым названием "Ильич" и портретом вождя мирового пролетариата, которая,
по-видимому, должна была стать любимым лакомством советских детей. К
сожалению, о ее вкусовых качествах судить не приходится - до сегодняшнего
дня она "не дожила". А вот о том, как выглядела, можно составить
представление, благодаря коллекции Андрея Хальчицкого и трудам других собирателей.
12.08.2005
Источники информации:
Светлана Кмит. Сайт "Дичные деньги".
Ant&k Club http://antikclub.ru/load/55-1-0-283
Сайт "Шоколадка. Кондитерская промышленность России"
http://www.shokoladka.ru/news.php?n_id=1970&s_id=2 |